140400, Московская обл, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Время работы выставочных залов
Пн-Вс: 10:00 - 18:00

Мобильная версия

Наша история

Счастливая судьба выпала на долю старинного особняка в центре Старой Коломны, который в городе называют просто - Дом Озерова. Под этим именем во все современные справочники и путеводители по Коломне вошло не только здание, которое является одним из лучших памятников гражданской архитектуры Коломны, но и Картинная галерея «Дом Озерова». В 1980 году здесь были открыты первые городские выставочные залы города Коломны.

В 1775 году Коломну посетила Екатерина II. Вид запущенного, после недавнего пожара, города побудил ее распорядиться привести его в порядок. Для этого в Коломну в 1778 году был направлен М.Ф. Казаков со своими помощниками. Матвей Казаков выполнил фиксационный план Коломны и сопроводил его рисунками кремлевских стен и башен, самых примечательных зданий в городе. Генеральный план Коломны был разработан комиссией каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы под руководством И.И. Бецкого и утвержден 16 января 1784 года Екатериной II.

По новому регулярному плану началась планомерная пробивка улиц по прямоугольной сетке, которая совершенно изменила пространственную структуру города. Характер застройки конца ХVIII - начала XIX веков был обусловлен особенностями социальной жизни, бывшей по преимуществу не дворянской, а купеческой и ремесленной. Отсюда отсутствие крупных дворянских особняков, и преобладание добротных купеческих домов с хозяйственными дворами, обширных торговых сооружений и множеством церквей. В центральных районах дома богатых купцов строились по принципу городской усадьбы – главный дом и боковые флигели, выходившие на красную линию улицы, были объединены оградой с воротами.

Характерной особенностью архитектуры основной массы гражданских зданий Коломны являлось плоскостное решение главных фасадов, отсутствие колонн, как наиболее выразительного элемента ордера. Позднее, с применением «образцовых» проектов стали появляться пилястры и сандрики, не нарушающие общего плоскостного характера фасадов. Искусствовед А.И. Некрасов остроумно назвал Коломенскую архитектуру – «плоский ампир».

Дом Озерова находится в квартале, ограниченном ул. Яна Грунта (бывшей Спасской), ул. Савелича (бывшей Семеновской), ул. Комсомольской (бывшей Репинской), ул. Красногвардейской (бывшей Вознесенской). Владение сформировалось в конце 18 – начале 19 веков. На плане города 1804 года показан построенный дом, который занимает угловое положение на пересечении улиц Красногвардейской и Яна Грунта. Главным западным фасадом дом обращен на торговую площадь и кремль и имеет большое градостроительное значение, закрепляя планировочную структуру квартала. Хотя документальных источников пока не найдено, высокие художественные достоинства здания позволяют предположить участие в разработке проекта одного из столичных зодчих круга М.Ф. Казакова. В частности, в 1792-1799 годах, на углу Комсомольской и Красногвардейской улиц была построена ротонда Вознесенской церкви, видимо, архитектором школы Матвея Казакова. К ротонде Вознесенской церкви позднее была пристроена трапезная и колокольня. Композиция плана схожа в целом с планом неизвестной церкви в альбомах Казакова и восходит по Архитектурно- композиционному решению к церкви Космы и Домиана на Маросейке в Москве (1791–1803). Позже в этом же квартале было построено здание городской больницы на Комсомольской улице (1835 год), повторяющее трехчастную композицию фасада дома Озерова, но уже с более ярко выраженным ампирным декором и по объемно-пространственному решению напоминает городскую усадьбу Губина в Москве. Эти три здания, находящиеся в одном квартале, тяготеют к лучшим образцам московской классической архитектуры М.Ф. Казакова, приведенных в его альбомах. Следует указать, что подобных зданий в Коломне больше не встречается.

Заказчиком проекта жилого дома, видимо, был богатый купец. Дом построен в формах зрелого классицизма, хотя его планировочное решение характерно для купеческого дома. Первый этаж предполагался под торговые помещения и имел главный центральный вход со стороны торговой площади. Жилая часть занимала второй этаж. Вход на парадную лестницу в жилые покои находился в углу дворового фасада. Видимо, именно поэтому, здание имеет два равноценных фасада – главный, с центральным шестиколонным портиком, обращенным к площади, и дворовый, тоже с центральным портиком, архитектурно оформленным боковыми декоративными арками, объединяющими второй этаж и мезонин, и балконом с декоративным фронтоном между ними. «Величественный классицизм» - так назвал его искусствовед А.И. Некрасов